Село Кульзеб

Старый Кульзеб

Кульзеб, как и другие села горного Дагестана имеет свою славную историю. Через многие испытания пришлось пройти сельчанам. Это и освоение труднодоступных земель в горах, война, депортация и налаживание новой жизни на новом месте. Тем не менее, люди сохранили свою историческую общность, лучшие традиции и культуру.

Слово Кульзеб с аварского переводиться как ключ от неба ( кул – ключ, зоб – небо). До 1944 года большинство жителей села проживали в высокогорном селении Кульзеб Чародинского района. Это село расположено на самой высокой вершине района и видимо с этим и связали название.   

История Кульзеба, объединила отдельно существовав­шие в обществе «Мукратль» Чародинского района села Куль­зеб и Шугинуб. Свидетельст­во тому, упоминание общества «Мукратль» в произведениях фольклора таких как песня «Бахтика», «Сказание о сражениях с Надыр-шахом». В селах Кучраб, Ценеб, Шугинуб, Кульзеб, да и в других селах существуют, так называемые «могилы не­верных» (христианские или языческие захоронения, которые ждут своих исследователей). На надмогиль­ных памятниках можно найти надписи, указывающие на ты­сячелетнюю историю. Эти могилы и надписи на памятниках могут быть отнесены к периоду христианского миссионерст­ва в Дагестане или раннего мусульманского периода.

Кладбище в с.Кульзеб Чародинского района

Не претендуя на историческую обоснованность  можно предположить, что Кульзеб и Шугинуб ровесники Мукратлинского общест­ва и существовали боле 700-800 лет назад и  оставили свой след в духовной жизни и истории Дагестана.

Во время Кавказской войны среди воинов Шамиля (по свидетельству Мухаммед-Тахира аль Карахи (личного секретаря Шамиля) воевали и вы­ходцы из Кульзеба и Шугинуба. Но особое место среди спод­вижников великого имама занимает Хачил Али Кульзебский. После гибели Гамзат-бека среди тех, кому предлагалось стать третьим Има­мом, был и Хачил-Али.

Вид на с.Кульзеб с горы Алхада

На это предложение Али Кульзебский ответил: «Я ученый-алим, а для этой борьбы нужен храбрей­ший и прославленный воин. Таким является Шамиль и его должны избрать имамом. Хачил-Али первым прочитал мо­литву и сделал мольбу (дуга) на избрание Шамиля имамом. Его поддержали и другие собравшиеся и Хачил Али одним из первых поздравил Шамиля с избранием Имамом Дагестана. Известнейший арабист Саидов Магомедсаид в частной беседе с Магомедовым Ахмедом из Кульзеба рассказывал, что Шамиль среди своих учителей одним из первых называл имя Али Кульзебского, однако ни рукопи­сей, ни книг последнего не дошли до научной общественно­сти Дагестана. Мухамед-Тахир в своей книге, Дадаев Юсуп своей статье «Дух свободы, шагида познания наук» в Даге­станской правде упоминают Хачил Али под этим именем. Но арабист и знаток истории Дагестана той поры Нурмагомедов Магомед утверждает, что Али Кульзебский вошел в историю Кавказской войны и под другим именем. Он же свидетельст­вует, что Али Кульзебский все дни сражений за Ахульго на­ходился в гуще событий, вдохновляя на стойкость и мужест­во пламенными речами и личной отвагой. Наверное, его имя и жизнь станет предметом исследований той поры, о нем еще скажут свое слово знатоки истории Кавказской войны.

В селение Шугинуб существовали мечеть и медресе, ко­торая дала больших ученых алимов, проповедников ислама и шариата, ученых арабистов, муфтиев, слава которых пере­шагнула пределы Дагестана.

Видным ученым из Шугинуба был Ибрагим-дибир, ко­торого называл своим учителем Шуаиб-афанди из Багинуба -богослов, философ, историк ислама и арабист. Он же утвер­ждал, что именно Ибрагим - дибир дал ему основы ислама и наставил на путь тариката. Шуаиб - афанди Багинубский и Ахмед-афанди Гашинский (Белоканский р-он, Азерб.) - по­лучили высший духовный сан устаза у Ибрагим-дибира. По­хоронен он в Белокане, и на могильном памятнике начертаны слова «Алим Алимов».

Не менее известен прославленный ученый из Шугинуба Курамагомед-кади, совершивший 7 раз хадж, работавший долгое время кадием в селение Чиркей, по свидетельству не­которых, возвращаясь с хаджа умер и похоронен в Бухаре.

Большой след в истории нагорного Дагестана оставил и Абдухалил Магомед, талантливейший человек своего времени, обучав­шийся в мечетях Чароды и Гуниба (Ириб, Бухтиб, Согратль, Чох, а в последствии был дибиром в Бухтибе и Салта). Салтинцы засватали за него самую красивую девушку из богатой семьи - Шуайнат, чтобы он не покидал Салты. Там он остался до конца жизни.

Имамом мечети в с. Шугинуб долгое вре­мя работал и Алимагомед - дибир, непререкаемый авторитет и знаток Корана. Последующие за ним арабисты, для утвер­ждения своих суждений всегда ссылались на его авторитет, говоря: «Так утверждал Алимагомед-дибир».

Завершая ракурс в духовную историю наших сел хочет­ся проложить мост к современности именами двух людей, ко­торые в период тоталитаризма, преследований, запрещеный, (как теперь именуют семидесятилетний период истории Оте­чества) были непререкаемыми авторитетами чистого ислама далеко за пределами Дагестана. Можно утверждать, что им принадлежит огромная заслуга в сбережении ислама от гонений в Дагестане и на Северном Кавказе. Это Магомаев Ризван-дибир Аксайский и Муфтий Дагестана и всего Северного Кавказа Курбанов Магомед-Хажи

Ризван-дибир, молодым человеком обучался в лучших медресе Дагестана; в особенности, по его собственному сви­детельству, долго обучался в Согратле, где он познал свет ислама и постигал совершенства в познаниях Корана, исто­рии шариата, обучаясь в разных медресе, он познакомился с Гамзатом Цадаса, знал Махмуда из Кахаб-росу. Благодаря Гамзату Цадаса и Маханту из Шугинуба (красному партизану) ему удалось избежать репрессий. Будучи очень просвещенным человеком и отличным знатоком ислама он в начале работал в шариатском суде в Гунибе, затем в редакции республиканской аварской газеты «Маарул Большевик». Большую известность Ризван-дибир приобрел, работая кадием более 2 лет в с.Чох, Гунибского района и дибиром более 20 лет в кумыкском селе Аксай. О просвещенности Ризван -дибира свидетельствует рассказ Хабибова Патаали, ныне здравст­вующего в с. Кульзеб,  учительница которого по астроно­мии в Ритлябе слушала открыв рот, как Ризван-дибир инте­ресно рассказывал об астрономической науке. У сына Ризвана-дибира до сих пор сохранились некоторые карты и глобус составленный Ризваном на арабском языке.

Особое место в истории религии Дагестана занимает из­вестный ученый арабист, мудрый философ, дипломат - Муф­тий Северного Кавказа Курбанов Магомед-хаджи, руково­дивший 30 лет Духовным управлением мусульман Северного Кавказа и Дагестана.  

Упомянутый выше арабист - Саидов Магомедсаид, не­сомненный авторитет в вопросах религии и светской литера­туры, рассказывал; что Курбанов Магомед-хаджи, был большим ученым, прекрасным знатоком арабского языка, непревзойден­ный переводчик, дипломат. Подтверждая высказанное мне­ние отмечал, что будучи в Иордании, в Саудовской Аравии и Египте, он на чистом арабском языке давал прессконференцию иностранным журналистам о состоянии религии  и политике советского государства в отношении религии. Маго­мед-хаджи Курбанов участвовал в конгрессе сторонников мира в Москве, встречался с Пименем, Гамалем Абдул Насерем и королем Иордании, побывал во многих арабских стра­нах, несколько раз совершил хадж. Услугам Магомед-хаджи Курбанова, как знатока арабского языка и авторитета в во­просах религии, неоднократно обращалось дагестанское и центральное правительство.

У Курбанова Магомеда-хаджи имелись много Коранов, подаренные руководителями разных арабских государств. В хороших дружеских отношениях был он с Гамалем Абдул Насерем. На сегодняшний день точно не известно, где нахо­дится красивейший Коран, подаренный Магомеду-хаджи королем Иордании Хусейном через Советское правительство. Отдав расписку и поручившись, что вернут ее, забрали какие-то ингуши у племянниды Магомед-хаджи, Хадижат.

Не все в жизни Курбанова Магомед-хаджи было безоб­лачно и гладко. В тридцатом году его преследуют за то, что он учит арабскому языку и исламу районное руководство Чародинского района. Его лишают избирательских прав. Были подготовлены документы о его выселении из района. Он тай­но от районного руководства пишет письмо И.В. Сталину. Долго ждать не пришлось, районное руководство получило грозное письмо в свой адрес, чтобы Магомед-хаджи не трога­ли и предоставили ему работу. Таким образом Курбанов Ма­гомед-хаджи стал работать заготовителем Гидибского участ­ка, Чародинского района. В 1944 году вместе со всеми Кульзебцами и Шугинубцами он переселяется в Ритлябский район. В этом же году его приглашают работать заместителем Муфтия Се­верного Кавказа. Через два года становится Муфтием, кем и остается до конца своей жизни.

Трудно нам дилетантам в вопросах религии говорить о таланте, славе, месте в истории религии Курбанова Магоме­да-хаджи. Это дело богословов, историков религии. Но пре­дать забвению человека возглавившего более 30 лет Духов­ное управление Северного Кавказа и Дагестана, сохранивше­го в чистоте ислам, спасшего от исчезновения духовные цен­ности мусульманства в республике нельзя и это не делает чести  исследователям истории религии и их последователям. Изу­чение этих вопросов может стать и еще одной страницей ре­лигиозного и исторического наследия Дагестана. Для нас же Кульзебцев и Шугинубцев Ризван-дибир и Муфтий Магомед-хаджи останутся людьми, которые связали духовное наследие прошлого с событиями двадцатого века.

До революции и позднее вплоть до 1935-37 г.г. К1улза-Шугал (так их называют в обществе Мукратли), помимо жи­вотноводства и террасного земледелия, занимались и отход­ничеством, специализируясь как строители-каменщики, в чем преуспели в селах Чох, Согратль, Кази-кумух, Салта, Гуниб, Каранай, Чиркей, в Кварельском районе Грузии, Закатальском и Белоканском районах Азербайджана и т. д. Самые богатые, добротные дома, по рассказам старожилов, были построены нашими от­ходниками. В Белокане и Закатала показывают целые кварта­лы, построенные нашими мастерами, называя их имена (Ваци, Кулдуев, Камиль, Растрат, Касум, Убайдула, Насрула, Арич, Шихамир, Иса). Эти мастера работали в 1910-1935 го­дах, а традиция имеет 200 летнюю  историю давности.

Были в селе и свои купцы, торговавшие привозной со­лью, возили на рынки Кази-кумуха, Хунзаха, Акуша и Белакани свои домотканые паласы, изделия из сукна, сыр, кожу. Во многих домах были ткацкие станки,  выделывали кожу, шили шубы, дубленки из кожи. В обоих селах  работали кузни, в которых использовался природный каменный уголь, небольшим пластом выходяшийся из горных пород близ Шугинуб. На два селения была и одна мельница, услугами которой пользовались и жители сел Ценеб и Мукутль.

Современный вид на с.Кульзеб Чародинского района

Но основным занятием оставалось животноводство и террасное земледелие. Старожили рассказывали, что мало было сел в Чародинском районе, обходившихся в благополучные годы, своим зерном до следующего урожая. Кульзеб и Шуги­ну были из этого числа. Это несомненно, говорит, что наши предки были большими тружениками, извлекавшими макси­мум возможного из скудной на урожай горных земель. Земли двух сел и шести хуторов, которые обрабатывались с трудом из поколения в поколение позволяли худо-бедно, выживать в трудных горных условиях на высоте 2500 метров над уровнем моря. Способствовала сносной жизни и большие альпийские луга по обе стороны горы Алхада, где имелось довольно большое поголовье овец, коз, крупного рогатого скота, не­большой табун лошадей двух сел.

Дома в обоих селах, строили потомственные строители-каменщики добротные, хорошей планировки, в основном в два этажа. В обоих селах проживали не более 100-110 хозяйств. Не всегда всем удавалось выживать, особенно в неурожайные годы. Некоторые всей семьей уезжали на заработки в Кази-кумух, Чох, Салта и.т. д. Переселялись в Закатала и Белоканы (ныне в Азербайджане проживает около 15 семей, выход­цев из наших сел).

Бурные события XX столетия оставили свой неизглади­мый след в судьбе Кульзебцев и Шагинубцев. Несколько человек участвовали в русско-японской войне. Вернулся только один. Наши старики рассказывали на годекане, как он водил хоро­вод мальчишек и юношей на поляну, обучал азам строевой подготовки, подавал русские и японские команды, учил дер­жать винтовку, передвигаться по-пластунски.

В революционных событиях и гражданской участвовало большое количество людей, кто на стороне большевиков, кто в войске Гоцинского. Из далекой России возвращались рабочие-отходники, понюхавшие пороха и прокуренные в дыму битв. Назову только двоих: Шахбанов Махант и Шихамиров Магомед. Первый в составе 11 -ой Красной Армии в качестве переводчика и ординарца командарма Лапина прошел от Ас­трахани до Тбилиси, в последствии участвовал в партизан­ском отряде Кара-Караева. Шихамиров Магомед узнает, что в Мугурух подготовлен взрыв и покушение на Лапина, проби­рается тайком туда, и предупреждает Шахбанова Маханта и предотвращает гибель красного командира.

Но не все перешли на сторону большевиков. Многие от­ходники не вернулись, некоторые эмигрировали в Турцию, Иран, многие нашли пристанище в Грузии и Азербайджане. По свидетельству стариков особенно богатых людей в селах не было, эмигрировали те, кто имел духовный сан, были учеными-алимами.
Тем не менее, Кулза-Шугал сумели адаптироваться со­ветизации, преобразования в полной мере положительно и негативно отразились на судьбе каждой семьи.

Началась коллективизация, жители двух сел и шести хуторов объединились в колхоз им. Карла Маркса. Вместе с коллективизацией пришло и раскулачивание, благо богатеев было мало, а ученые-арабисты в основном перебрались за пределы Дагестана. Раскулачивание коснулось в основном двух семей: Кульзеба - Арича и Шугинуб - Ахмадил Маго­меда. Основным составляющим скота и инвентаря колхоза Карла Маркса являлось имущество этих двух семей. Хотя и раскулачивание произошло, сосланных и посаженных в тюрьму из наших сел не было. Наоборот первые комсомоль­цы и коммунисты были именно из этих семей. Коллективный труд и объединение помалу дали свои плоды, и к концу 1940 года, в колхозе было 223 голов крупного рогатого скота, 8099 мелкого рогатого скота, табун из 63 лошадей. Появилась первая механи­ческая молотилка, построили большую ферму (остатки этой фермы поражает своей добротностью планировкой и сегодня). Построили в обоих селах начальные школы и избы-читальны. Сельские мечети функционировали непрерывно до депорта­ции. Были построены здания правления колхоза, магазина, были заложены фундаменты для медпункта и яслей. Но гор­достью села стал водопровод протяженностью более двух ки­лометров, а на краю села было сооружено водохранилище площадью 200 кв м. Такой же водопровод был проложен и в Шугинуб. Трубы для водопровода, привезенные до местечка Чакинуб, на руках и спинах по горным тропинкам бережно перенесли до Кульзеба женщины двух сел. Своим трудом сельчане славились на весь район. Славились села и другим: из двух сел в районных школах, в селах Азербайджана и в Кварельском районе Грузии работали более 20 учителей. Из них 14 человек погибли в Великой Отечественной войны. Вер­нулось шестеро: раненные, некоторые прошли через концла­геря и послеконцлагерные изоляции, ленинградскую блокаду. Один из них Гаджиев Али был делегатом 1 - съезда учителей и выступил на съезде, был в группе учи­телей, сфотографированных с Н. Крупской. Главное, за большую работу по ликвидации безграмотности, был пред­ставлен к награждению Орденом Ленина, но пока он возвра­щался в Дагестан, на работе выкрали комсомольскую доку­ментацию, досье; так он лишился своего первого ордена.

Учитель из Кульзеба Шапиев Насух перед войной стал заведовать районным отделом образования. Имея бронь, он неоднократно обращался в военкомат и добровольцем ушел на фронт. Другой учитель Абдулаев Магомедсалих об­ладал редким даром художника и в довоенные годы участвовал в конкурсе на лучшую скульптуру В.И. Ленина и стал побе­дителем. Спустя многие годы после войны Абдулаев в Согратле в одной частной коллекции нашел свою работу, где она доныне и осталась.

Двое других Ахмедов Магомед, Нурмагомедов Магомедали были корреспондентами дагестанских аварских газет и журналов, публиковали свои очерки, статьи; выступали по проблемам народного образования. Нурмагомедов М. долгое время проработал и в редакции районной газеты.

В отделах заготовок, финансовых, налоговых учрежде­ниях работали немало наших односельчан. Женщины приоб­щились к общественной и культурно-просветительной дея­тельности. В обоих селах более 90% девушек и женщин за­кончили курсы ликбеза. Самими активными зарекомендовали себя Гастратова Загра и Мусаева Айшат, которым в годы войны пришлось руководить колхозом и нести бремя ушед­ших на войну мужчин. Следователем прокуратуры работала Алисултанова Хадижат.

Гастратова Загра дочь раскулаченного Ахмадил Маго­меда, прошла путь от звеньевой, бригадира, завскладом, пар­торга и потом председателем колхоза.  

Война

Неожиданно началась вторая мировая война. Вновь одели военную форму участники финской войны Мухидинов Наби и Аричев Билал. Получили первую похоронку на Исаева Магомеда, погибшего в борьбе с японцами. Из 110 хозяйств двух сел с 1941 года ушли на фронт 70 человек, погибло 30. В Бессарабии начал войну в 1941 году Ахмедов Магомед.  В последнем письме с фронта в 1943 году писал жене: «Был ранен. Сегодня выписался из госпиталя. Иду на передовую. Береги детей».По свиде­тельству Алиева Абдулы из Кульзеба и других, многие ушедшие на фронт из наших сел были добровольцами, кото­рым очень понравился подтянутый элегантный вид Аричева Билала в форме офицера.

Сын раскулаченно­го Арича Билал ушел в армию 1939 году первым из двух сел и один из первых в районе, участвовал в финской и польской войне и вернулся в отпуск уже офицером весной 1941 году. Началась Великой Отечественной войны  и он ушел на фронт воевать с немецко-фашистскими захватчика­ми. Другой сын Арича Тагир впоследствии станет председа­телем колхоза. Так, имея бронь, ушел на фронт Шапиев Насух, Абдулаев Магомедсалих и др. Из 70 ушедших погибли 30 человек. Первую похоронку получили на Исаева Магомеда погибшего в борьбе с японскими саму­раями. Не много  сохранилось весточек с фронта до наших дней, наверное, сказа­лись две депортации, сначала в Чечено-ингушскую, а потом в Кизилюртовский район Дагестана.

Не вернулся с фронта наставник учителей, доброволец  Шапиев Насух. Не улыбнулась удача два раза участнику финской войны Аричеву Билалу, погибшему в конце войны, в 1944 г., когда так мало оставалось до победы. Не вернулись с войны братья Курамагомедовы Омар, Рамазан и Курамагомед. Через много лет могилу Курамагомеда нашли в Краснодарском крае. Не вер­нулись с войны и братья Малаалиевы, Давугаджиевы. Последнее письмо от Нуха пришло из Владивостока в 1943 году, а от Али из Сталин­града 1942 году. Остались на полях сражений Магомедовы Муса и Гайдар. Не суждено было вернуться силачу, здоровя­ку и красавцу Магомедову Гитинамагомеду Г. В последнем письме 1943 году из госпиталя писал племяннику Хабибову Патаали, что сам раненный, на себе притащил более 2 кило­метров товарища до санчасти.Раненым и больным вернулся в 1944 году орденоносец финской войны Мухидинов Наби. В Прибалтике получил боевое крещение секретарь комсомольской организации, учитель и художник Абдулаев Магомед-салих, долгий путь возвращения которого пролег по фашистким лагерям с 1941 по 1945гг., а затем Гулагом родной страны. Не менее трудный военный путь прошел и Шапиев Шайхалит, прошедший ад концлагерей, зону союзников, переправку в канаду и возвращение через тюрьмы Сибири. Искусный каменьщик Магомедов Камиль (дом построенный им до сих пор стоит в старом Кульзебе) прошел путь от Курской дуги до Праги и Вены. Только за участие в освобождении Венгрии он получил более 20 благодарностей Верховного главнокомандующего, а всего их бвло у Камиля около 40. Кем только не пришлось служить ему – и наводчиком противотанковой пушки на Курской дуге, и медбратом, вынесшим с поля боя более 50 солдат и офицеров, снайпером и пехотинцем. В Венгрии был ранен. Победу встретил в госпитале. В сутолоке прифронтового госпиталя потерялась книжка медбрата, куда заносились имена и звания вынесенных с поля боя раненых. Сам Камиль, по этому поводу говорил: «Сохранилась бы книжка медбрата, я сегодня был бы со звездой Героя». Но тем не менее его медаль «За Отвагу», «Орден Отечественной войны 1 степени» для нас остануться блеском равнозначной звезды Героя. Медаль «За отвагу» получил Гаджиев Али в боях под Сталинградом. Рашидов Нури тоже награжден медалью «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Гаджиеву Али война поколечила руку, а Рашидову Нури пришлось с ампутированной ногой переправиться по «Дороге Жизни», проложенному по Ладожскому озеру. Нелегким был и боевой путь Кураева Магомеда,призванного на войну из Чиркея, Наврузова Нурмагомеда и Тагирова Наби, по орденам и медалям которых, можно было бы изучить географию боев, их отвагу и мужество. Огромную воспитательную работу проделал  подполковник в отставке Гаджиев Абдусамад, постоянно встречаясь со школьниками Кульзебской СШ, оставаясь бодрым и очень подвижным до конца своей жизни. Он любил повторять: : «Герои остались на полях сражений, нам посчастливилось вернуться к мирной жизни». Часто вместо ушедших на фрон мужчин в строй становились женщины. За участие в героической обороне Кавказа Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.05ю1944 года Гамзатова Патимат была награждена медалью «За оборону Кавказа».

Депортация

Известно, что вовремя ВОВ поведение чеченского народа, как и некоторых других народов, не устраивало Павительство СССР. Эти народы были обвинены в дизертирстве и уклонении от службы в армии. В связи с этим весь чеченский народ был департирован в Казахстан и чтобы плодородные чеченские земли не пустовали решением Правительства СССР туда были переселены ряд Дагестанских горских народов (преимущественно аварцев). Под эти жернова попали и жители с.Кульзеб и с.Шугинуб Чародинского района. Объяснения к тому, почему именно эти села оказались переселенными, до нивности просты –некому было заступиться за села, многие были на фронте, а председатель сельского Совета, учетчик и другие руководители были из других сел и их не волновала судьба этих сел, волновала только своя судьба. Согласно воспоминаниям очевидцев, в марте 1944 года жители сел взяв с собой только самое необходимое, вышли из села и пешком добрались до г.Буйнакска, оттуда на товарном поезде добрались до станции Темиргое, из Темиргое на машинах приехали в г.Хасавюрт, а из Хасавюрта пешком пришли в Ритляб и оттуда в селение Исай-юрт. Они нашли пустое село. Видно было, что люди не успели толком собраться, в домах была недоготовленная пища, в стойлах умершие от голода домашние животные.

Чеченская земля не очень радушно встретила переселенцев. Разразились одна за другой эпидемии малярии и дизентерии. Из наших двух сел  27 хозяйств и несколько тухумов полностью прекратили свое существование. Только с сентября 1944 года по сентябрь 1945 год умерло более 95человек. Рассказывали, что один единственный мужчина - Алиев Шапи (вернувшийся с войны), не успевал хоронить умерших за день и  на следующий день приходилось хоро­нить изуродованное крысами трупы. За 13 лет проживания на Чеченской земле от голода, холода и болезней умерло почти половина всех переселенцев.

Депортированные в Саясанский район Чечни (впослед­ствии переименованный сначала в Ритлябский, затем в Ножаюртовский район), села объединились в одно село Кульзеб, воссоздали колхоз, ставший впоследствии, одним из лучших в районе, построили мельницу, школу, соорудили первую и единственную в районе гидроэлектростанцию, ко­торая обеспечивала энергией село и районный центр Ритляб, соору­дили животноводческую ферму на 600 голов КРС и к 1957 году были уже зажиточным хозяйством.

В селе выросла молодая интеллигенция, возвратились к мирной жизни фронтовики. Алиев Гаджи фронтовик окончил совпартшколу и работал директором школы и заведую­щий отделом пропаганды райкома партии. Гаджиев Абдусамад заведовал орготделом райкома.  Абакарова Маржанат ра­ботала медсестрой, а затем редактором районной газеты. Гастратов Ахмед работал первым  секрета­рем райкома комсомола, а Саадулаев Багавдин - вторым секретарем. Аричев Тагир   работал заведующим отделом исполкома по за­готовкам. Заведующей женотделом райкома работала Алисултанова Хадижат. Заведующим банком был Абдулатипов Магомед. Председателем колхоза работал Давудов Ваци. Подавали большие надежды работники нарсуда и райотдела внутрен­них дел - Магомедов Абдусалам и Исаков Магомедшапи. В 1956 и 1957 годы более 10 человек окончили 10 классов и продолжили учебу в вузах и техникумах. Жизнь брала свое и виды на процветание и благополучие были хорошие.

Возвращение в Дагестан

Но мытарства не кончились. С возвращением чеченцев после реабилитациии на родину своих предков было принято решение  вернуться на родину в Дагестан. Передали чеченцам в сохранности от­чие дома и более обустроенные, чем они были.

В 1957 году Кульзебцам предложили основать село на его нынешнем месте и состоялось новое переселение. Вскоре на голом месте, где из-замножества болотистых участков в воздухе постоянно летали полчища комаров, выросло новое село Кульзеб Кизилюртовского района ДАССР. Село было образовано на месте пристанционного поселка Пельтиевский . Народ, повидавший многое, вполне адаптировался к жизни на плоскости, стал жить более зажиточно.

В год переселения в строящемся селе был создан колхоз имени Карла Маркса под руководством Гастратова Ахмеда. Впоследствии председателем стал Аричев Тайгиб. Шестидесятые годы по стране шел процесс укрупнения хозяйств. Это коснулось и нас кульзебцев. Вместе с жителями соеднего селения Новый Чиркей кульзебцы организовали крупный табаководческий совхоз «Советская Армия». Навер­ное было в этом и много положительных, но для нас куль­зебцев было и отрицательное. Мы потеряли свои прикутанные земли, отары овец в 5000 голов и фактически преврати­лись в придаток центральной усадьбе с. Новый Чиркей. Любые традиционные для кульзебцев хозяйственные и быто­вые инициативы наталкивались на жесткие преграды выше­стоящего руководства совхоза. Так, иниции­рованная Аричевым Тагиром, постройка сельского клуба методом народной стройки (ставший потом лучшим в районе) не поддерживало руководство совхоза и преграды были сняты на уровне председателя правительства республи­ки Абуева, который приказал директору совхоза помочь за­вершению. Таким же образом вопреки противостоянию и кляузам по инициативе Аричева Тагира построили в селении водоочистительное со­оружение, детский сад, баню. Много пришлось бегать Магомедову Ахмеду для постройки и завершения типовой школы на 320 мест, тира на территории школы, не имевшего анало­гов в районе. По его инициативе и стараниям произвели ограждение сельского стадиона по всему периметру. Можно случайно  пропустить кого-нибудь из большого количества инициа­торов и участников построения в селение мечети, завещанная муфтием Магомед-хаджи Курбановым. Их было очень мно­го, здесь всех не перечислишь, и живых и тех которых нет уже среди нас. Оглядываясь ныне на мытарства, выпавшие на долю наших сел, связанных с депортацией и переселением можно восхищаться мудрости тех стариков (уже ушедших из жизни Магомедова Саадулы,  Нурмагомедова Магомедали, Малалова Омара, Магомедова Камиля, Аричева Тагира, Давудова Ваци, Гастратова Ахмеда и др.), которые - во первых, решили вернуться на родину в Дагестан, во-вторых, остаться на плоскости, в третьих, что выбрали для основания села именно то место, где ныне расположено селение.

В связи с проходившими в стране изменениями в политической структуре в 1992 году совхоз «Со­ветская Армия» распался на три части и в селении Кульзеб был создан совхоз «Кульзебский». На момент отделения нам досталось техники: 5 - МТЗ-150; один Т-4; один Т-150; два ДТ-75; два газ-53-С; один газ-66; один техпомощь; один микроавтобус; один комбайн. Но техника была старая. Из 200 КРС только шестьдесят были коровы, из них - 32 дойных, ферма была рассчитана только на 110 голов. В совхозе в это время работало более 25 штатных единиц, а всего работало более ста человек.

Создание совхоза «Кульзебский совпало с реформами проводимими демократическим руководством страны. Диспаритет цен на продукты сельского хозяйства, промышленного товара, горюче-смазочного материала, энергоресурсов да и неумелое руководство привело к развалу сельского хозяйства. Совхоз «Кульзебский» перестал существовать, вместо него организован СПК «Кульзебский» без намека на былую мощь. Построенные за время Советской власти детский сад, клуб, библитотека,баня развалились и не функционируют. В разные годы председателями сельского Совета с.Кульзеб работали:

1. Мухидинов Наби
2. Алисултанова Хадижат
3. Гамзатова Хава
4. Давудов Ваци
5. Далгатов Магомед
6. Шапиев Раджаб
7. Багадуров Абас
8. Асхабов Магомед
9. Магомедов Ахмед

С введением должности главы администрации ими были Муртазалиев Казбек и Гамзатов Руслан.

Современный Кульзеб

В настоящее время селение Кульзеб представляет благоустроенный населенный пункт поселкового типа. Селение обеспечено электричеством, водопроводом, газифицировано с 1990 года и частично асфальтировано.  В селении более 600 хозяйств и село продолжает расти. В селе проживают кроме чародинцев и выходцы из других районов Дагестана, люди разных национальностей. Большинство населения составляют аварцы, за ними по количеству следуют в убывающем порядке лакцы, лезгины, кумыки, даргинцы и русские. По раздутой и сфальсифицированной переписи 2002 года население села составляет 3056 человек, из которых: аварцы — 2566 чел.(84,0 %), лакцы — 324 чел. (10,6 %), даргинцы — 56 чел. (1,8 %), кумыки — 32 чел. (1,0 %), прочие — 78 чел. (2,6 %), Село как бы состоит из трех частей: самая старая – станция Пельтиевск, собственно переселенческая часть – Кульзеб и построенная в 80-х годах мелиоративная организация Полив с ее жилой инфраструктурой.

В 2011году введено в строй после капитального ремонта двухэтажное здание Кульзебской средней школы, пострадавшей от землетрясения 1999года. В настоящее время в школе работают около 50 человек.

Торжественое открытие Кульзебской средней общеобразовательной школы

Одновременно учащиеся начальных классов перешли в просторные классы одноэтажного корпуса построенного после землетрясения 1999 года, оставив небезопасные и устаревшие классы щитовой школы построенной в 1970-х годах.

В сельской врачебной амбулатории оказывают медицинскую помощь по общей практике, педиатрии, стоматологии и акушерству и гинекологии 4 врача и 4 медицинской сестры.

Кульзебская амбулатория

В селе функционируют 12 продуктовых, один хозяйственный магазинов и одна аптека.

Молодежь и в благополучное советское время тоже ра­ботала за пределами села, в основном в Кизилюрте,  в Махачкале и в других городах. Поэтому отходничество, несколько забытое во время Советской власти, возрождается. 

На ландшафтном строительстве фирмы АСП-груп жители с.Кульзеб

Строительная фирма «АСП-ГРУП», организованная нашим сельчанином с чунибскими ребятами, занимающаяся ландшафтным строительством дала работу около 100 односельчанам.. Это крупная современная фирма с еди­новременным освоением свыше 10 участков, с современным техническим парком свыше 50 единиц. Начальник и хозяин фирмы Магомедов Магомеднаби. Наши строители работают и в Ставропольском крае.

Из предпринимателей в сфере торговли преус­певают братья Зубер и Узаир Тагировы. Они за­нимаются переработкой и торговлей рыбы. Своими произ­водственными поставками селедкой, копченной, маринован­ной рыбой обеспечивают все города и районы Дагестана, а свежемороженую кильку и частиковую рыбу поставляют почти во все регионы России. В сфере торговли  прочно и основательно работают сестры Рамазановы с племянниками Магомаевыми,  Магомедкамилов Сулейман,  Магомедов Рамазан, Ибрагимов Курбан. В сфере банковских услуг добился успехов Гамзабеков Керим.

Достойным уважения и примера является организация крупного птицеводческого предприятия Гаджиевым Гаджимурадом и последовавшие за ним Абдулатиповым Давудмирзой  и  Магомедовым Шамилем. Предприниматели обеспечивают работой не одну семью в селе.

Живут в селе и воины - интернационалисты. Вот их имена:

1. Сулаев Магомед Сулаевич, 1936
2. Абдулаев Исмаил, 1960
3. Абдулаев Абдухалим Магомедович, 1966
4. Алиев Магомед Камалудинович,1963
5. Ахмедов Джаватхан Шейхович, 1962
6. Магомедов Кудамагомед Гасанович,1959
7. Магомедов Шахмардан Алиевич, 1965
8. Шахмиров Магомед Юсупович, 1963
9. Мухтаров Омар Камилович,
10. Гасанов Рашид Абдурахманович
11. Гастратов Гастрат Магомедович – геройски погиб в 1986 году и посмертно награжден орденом «Боевого Красного Знамени».

Пришлось нашим односельчанам воевать в Чеченской Республике с религиозными экстремистами и бандитами, чтобы простые чеченцы быстрее смогли вернуться к мирной жизни. В этих событиях отмечены следующие наши односельчане:

1. Абдулаев Магомед Абдулаевич, 1982
2. Абдулмеджидов Абдулмеджид Абдуразакович, 1973
3. Алибутаев Ислам Идрисович, 1985
4. Гаджиев Эдуард Габивбулагович, 1982
5. Гитинов Раджаб Магомедович, 1987
6. Дациев Шахбан Ибрагимович, 1975
7. Магомедов Руслан Исаевич, 1975
8. Нурмагомедов Арсен Эльдарович, 1979
9. Салихов Асхаб Магомедович, 1978
10. Шарипов Жамалудин Рамазанович, 1961
11. Юсупов Магомедрасул Юсупович, 1977
12. Мухтаров Гаджимурадович, 198 - погиб исполняя воинский долг в Чеченской Республике в 2000 году.